Приживаются ли в Беларуси электрокары? Репортаж с первой встречи владельцев.

0
84

Эти автомобили окупают себя уже через 5 лет, не загрязняют природу и разгоняются быстрее, чем авто с ДВС.

Корреспондент AutoGrodno.by отправился в Минск на первую встречу владельцев электромобилей и теперь уверен, что в обозримом будущем e-cars прочно войдут в нашу жизнь. Ведь минчане уже пересаживаются с BMW F02 Bi-Turbo на электрические Ford и радуются жизни. Почему?

Впервые владельцев автомобилей с электрическими двигателями решили собрать в одном месте для обмена опытом и обсуждения дальнейших перспектив в Беларуси. Инициатором встречи стали представители компании e-cars.by, которые намерены продавать б/у электрокары из США.

На площадку ТЦ «Корона» в Минске абсолютно без звуков въехало пять электромобилей: Ford Focus Electric, две Mitsubishi i-MiEV, Opel Ampera и Chevrolet Volt. Не так много, как могло бы быть, но ведь это только начало!

Электромобили эксплуатировались ежедневно и за зиму успели проехать по Минску 6 000 — 7 000 км.

ecars-02

Ford Focus Electric 2012

Ford Focus Electric ввезли из США недавно с целью тестирования и продажи в Беларуси. Ее владелец Григорий живет в частном доме на окраине Минска и уже два месяца ежедневно пользуется автомобилем для поездок по городу.

— Мой основной автомобиль BMW 7 Series (F02) Bi-Turbo уже 2 месяца стоит в гараже, а меня полностью устраивает Ford Focus Electric 2012, который на одной зарядке проезжает 150 км, — говорит Григорий. — С этим автомобилем начинаешь осознавать, что это та же «жоповозка», но которая не ест финансы. Себестоимость 100 км на этой машине — 14 000 бел. руб. Речь не идет о жадности или супер-экономии. Осознание того, что ты приехал из точки А в точку Б бесплатно, меняет отношение к автомобилю.

    — Не слишком ли мало 150 км «от розетки до розетки»?

— Недавно на парковке у магазина ко мне подошли 5 человек и стали интересоваться электрокаром. Их также смутила дальность поездки. Но на вопрос, а выезжали ли они за последние два года дальше Минска на 20 км, все промолчали. Запаса хода полностью достаточно для города.

    — Как решится вопрос запчастей на автомобиль в случае ДТП?

— Кузова Focus Electric и дорестайлингового Focus III практически одинаковы. Отличаются буквально несколькими элементами и, если с ними возникнет проблема, дилер Ford в Беларуси уже готов их привезти из Европы или США.

Mitsubishi i-MiEV

С владельцами Mitsubishi i-MiEV мы уже знакомились во время открытия первой в РБ экспресс-электрозаправки. С тех пор электромобили успешно проездили всю зиму.

— Андрей, что вас подтолкнуло к покупке электромобиля?

— Помните новость о том, что с 1 февраля 2014 в странах Таможенного союза обнуляется пошлина на электромобили? Я «повелся» и поехал за электрической Mitsubishi. В Европе они стоят от 10 000 $. Но когда вернулся в Беларусь, оказалось, что на таможне про «обнуление» не слышали и мне пришлось уплатить еще 54% от ее каталожной стоимости. Такой процент нужно платить за растаможку электромобилей до трех лет. Если электромобиль старше — оплата в размере 20% НДС. Кстати, электромобили старше трех лет брать не рекомендую, ведь на аккумулятор дается гарантия в 8 лет, либо 160 000 км пробега. Пока аккумуляторы все еще дороги для «электричек», около 4 000 $, хотя раньше стоили по 7 000 $.

    — Как автомобиль вел себя зимой? Ремонтировали что-нибудь?

— Я автомеханик и кузовщик, поэтому могу с уверенностью сказать, что ремонтировать здесь нечего. Это как будто телега, у которой 4 подшипника и колеса. Что касается зимы, то если машину оставлять на улице в мороз — батарея теряет около 30% заряда. Если хранить в теплом гараже, пробег на одной зарядке равен 100 км пути. Мой личный пробег на ней уже более 7 000 км. Машина держит дорогу изумительно.

Участников встречи очень удивили канистры с дизелем под капотом каждой Mitsubishi i-MiEV. Оказалось, что владельцы установили в автомобиль Вебасто, которая отапливает салон машины и экономит заряд батареи, потребляя по 200 грамм топлива в час.

Багажник у Mitsubishi i-MiEV небольшой, как и у любого автомобиля А-класса. Вместо привычной запаски в полу багажника расположились конвектор, инвертор и помпа с бачком для охлаждающей жидкости аккумулятора.

Дольше всех пользуется электромобилем владелец второй Mitsubishi i-MiEV Алексей. Он привез электрокар более года назад и ежедневно ездит на ней в Минск из частного дома, который находится в 25 км от столицы. Электрокар еще ни разу не подвел, заряда до дома всегда хватало. Стоимость 100 км пути также около 14 000 рублей.

Opel Ampera и Chevrolet Volt

На фоне Ford и Mitsubishi выделялись Opel Ampera и Chevrolet Volt. Эти электромобили оборудованы бензиновыми Двигателями Внутреннего Сгорания объемом 1,5. Но, в отличие от привычных гибридов, используют ДВС лишь тогда, когда аккумулятор полностью разряжен. Запас хода от батареи — по 50 км.

    — Как решились на покупку и во сколько обошелся автомобиль? — спрашиваем у владельца Opel Ampera.

— У меня уже был гибрид Honda Insight, — рассказал AutoGrodno.by Артем. — Но мне было страшно интересно стать владельцем электромобиля. Поэтому отправился на аукцион в Голландию и выиграл Opel Ampera, который обошелся с растаможкой в 16 000 $. На батареях машина проезжает 50 км, а дальше включается ДВС. Получается, что генератор я все время вожу с собой.

    — По каким тарифам таможили Амперу?

— Если во всем мире этот автомобиль считается электрокаром, то для нашей таможни это обычный гибрид. И беларусам это на руку, ведь пошлина уплачивается от объема двигателя, что значительно дешевле, нежели 54% от стоимости по каталогам для физического лица.

    — Как решили вопрос с зарядкой?

— В нашем доме подземная парковка и я поставил себе отдельный счетчик. Увы, платить приходиться по коммерческому тарифу (1450 руб за 1 кВт), поэтому в моем случае 100 км пути обойдутся в 30 000 руб.

Chevrolet Volt идентичная Opel Ampera. Оба электромобиля — детище General Motors. Различия заметны невооруженным глазом: оптика, бампера и значки на руле. Все остальное — точная копия.

— Со светофора автомобилю нет равных, — рассказал владелец Chevrolet Volt. — Машина разгоняется до 60 км/ч за 4 секунды, первую сотню разменивает за 8 секунд. В общем, в автомобиле сочетаются все плюсы электрокаров, но без жесткой привязки к розетке. Я же живу в обычном многоэтажном доме на первом этаже. Машина стоит возле окна, к парковке у дома вывел силовой кабель. За электроэнергию плачу по обычному тарифу, поэтому 100 км пути обходятся в 2 USD. Чтобы  удешевить, нужно переходить на двойной тариф, что достаточно трудоемко.

Перед вами первый Chevrolet Volt, ввезенный в Беларусь. Всего в нашей стране 5 таких автомобилей.

***

— Это машины на каждый день, которые полностью окупают себя через 5-6 лет эксплуатации, — делится мыслью Григорий. — В среднем городской житель проезжает в год 29 000 км. Для автомобилей с ДВС, это 2800 долларов на бензин плюс техническое обслуживание два раза в год. В сумме около 3200 долларов в год. Перемножим на пять лет, как делают Европейцы, и получаем 16 000 долларов только на топливо и обслуживание. За эти деньги уже сегодня можно покупать электрокары. Конечно, пока он может быть лишь вторым автомобилем в семье. В Германии и Японии электрокары уже стали служебными автомобилями, а в США их активно используют курьерские службы.

Перед владельцами электромобилей в Беларуси стоит большая задача: сделать так, чтобы правительство обратило на них внимание и стало стимулировать спрос на электрокары.

А для этого необходимо послабление таможенных платежей, простая и понятная процедура перехода на льготные тарифы для владельцев электричек и разрешения на установки «розеток» на парковках в городах. Кроме того, электромобили можно парковать на газонах на специальной сетке, масло ведь не течет, природа не загрязняется. Для этого также нужны разрешения.

В других странах уже осознали, что ночью электростанциям не выгодно работать в холостую, поэтому стали дотировать покупки электромобилей, чтобы те заряжались по ночам, а деньги возвращались в казну.